Не за горами первое сентября, а значит и начало нового учебного года для студентов, школьников и даже дошколят. Что такое дошкольное образование и почему оно крайне важно для развития личности ребенка, обсудим в данной статье.
Дошкольное образование традиционно считается первой ступенью на пути к школьным и университетским знаниям в дальнейшем. Условно, можно выделить следующие составляющие:
- Формирования общей культуры у ребенка
- Физическое развитие
- Интеллектуальное развитие
- Прививание этических и нравственных норм, принятых в обществе
- Формирование социальных навыков
- Сохранение и укрепление здоровья
- Психологическая подготовка к школьному этапу
Каким должно быть дошкольное образование?
Многие родители и педагоги уверены, что приходя в первый класс, ребенок уже должен уверенно читать, считать и писать. То есть предполагается, что всему этому его должны обучить еще до школы – дома родители, или воспитатели в детском саду. На самом деле такая концепция не только в корне неверна с образовательной точки зрения, но и довольно губительна для ребенка, которому выдвигают такие завышенные требования.
Действительно, определенное интеллектуальное развитие присутствовать должно, однако происходить оно должно в игровой форме. Малышей следует занимать рисованием, лепкой, постановкой небольших спектаклей, конструктором, сбором гербария, наблюдением за животными и так далее.
Возможно, с первого взгляда такие занятия кажутся вам менее значительными, чем чтение по слогам и мучительные вечера в компании прописей, однако для дошкольников именно такое времяпрепровождение окажется наиболее полезным.
В таком нежном возрасте ребенок только начинает познавать мир, многое ему в новинку, многое вызывает неподдельный восторг. Задание дошкольного образование – знакомить его с новыми вещами и поддерживать в нем страсть к открытиям и экспериментам. Нужно показать ребенку, что познание окружающей среды – это увлекательное приключение, а не скучное зазубривание четверостиший.
Так же годы предшествующие школе – это чрезвычайно важный этап в социализации ребенка, находясь в детском саду, он учится выстраивать отношения со сверстниками, дружить, договариваться и играть в команде. Данный опыт окажется довольным ценным на первых порах в школе. Новый коллектив уже не будет казаться непреодолимым препятствием на пути к играм и общению.
Так же в дошкольном возрасте начинается формирование нравственной стороны личности. Закладываются основы того, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и как нужно вести себя в той, или иной ситуации.
Что еще важно в дошкольном образовании?
Рассматривая развитие дошкольников в еще более широком плане, стоит обратить внимание на некоторые аспекты, которые абсолютно точно важны для дошкольного образования, но которым не всегда уделяется достаточно внимания не только со стороны родителей, но и со стороны педагогов и воспитателей.
Принципы гуманизма
Часто мы можем столкнуться с абсолютно невежественным утверждением, что пока ребенок еще совсем маленький и несмышленый, общение с ним можно строит на принуждении и взысканиях. Однако основным залогом здорового развития личности является внимательное и уважительное отношение к ребенку с самого начала его жизни в социуме.
Конечно, практически во всем в этом возрасте ребенок зависит от родителей и воспитателей, но это не означает, что взрослые должны подавлять его личность.
Разговаривайте, задавайте вопросы и отвечайте на вопросы малыша, вместе выбирайте досуг и меню, мягко объясняйте, как сделать лучше, избегайте ультиматумов и категоричных высказываний. Не «ты будешь делать так, потому что я так сказала», а «тебе стоит сделать это и вот почему…» и т.д.
Легкость и непосредственность
Самое главное – не превращайте детство вашего малыша в бесконечную погоню за достижениями. И если сын вашей соседки в три года уже вовсю читал и декламировал бесконечно длинные стихотворения на двух языках, это не значит, что ваш малыш должен сквозь слезы и истерики добиваться того же.
Инклюзивность и эмпатия
Во-первых, это предполагает индивидуализированный подход к каждому ребенку. Делая свои первый шаги в социуме, не каждый малыш будет чувствовать себе комфортно и не каждый быстро усвоит нормы поведения. Взрослым следует быть терпеливыми и любящими.
Во-вторых, даже в столь юном возрасте ребенку стоит показать, что все люди разные и существуют дети, которые отличаются от него самого. Однако, это не значит, что они чем-то хуже или заслуживают насмешек. Проблема детской жестокости в последнее время стоит особенно остро, поэтому начинать прививать ребенку правильные установки нужно с самого раннего возраста.